Пожилые: права и ответственность
Часто мы слышим: «Дорогу молодым!» А как же пожилые? Об ответственности государства и общества за старшее поколение, а также об ответственности пожилых за самих себя, в том числе и в деликатных аспектах, рассказывает Дина ТАНАТОВА – доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии Российского государственного социального университета.
– Россия находится в русле мировой демографической динамики – пожилых людей у нас всё больше.
– Действительно, по данным Росстата, доля россиян от 60 лет выросла с 19% в 2013 году до 23, 5% в 2023-м, из чего делается прогноз, что к 2035 году она достигнет 26, 6%. Этот рост связан не только со снижением рождаемости, но и с увеличением продолжительности жизни. Одной из задач национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» является рост средней продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036-му (в 2024 году СПЖ в России составила 72, 8 года, что на 0, 6 года меньше, чем в 2023‑м. – Прим. «АН»). И речь идёт не просто о том, чтобы жизнь длилась дольше, но и о том, чтобы она была активной.
Согласно Росстату, среди россиян от 55 лет доля тех, кто занимается какими-либо видами активного досуга, выросла с 5, 3% в 2011 году до 7, 3% в 2016-м, затем снизилась до 5, 8% в 2018-м, а в 2024-м достигла 6, 3%. Можно констатировать, что активный досуг среди старшего поколения набирает популярность и что в России постепенно формируется новая модель старения, хотя озвученные показатели пока невелики.
– Ни для кого не секрет, что физическая активность и своевременная забота о здоровье, полезные всем возрастам, особенно необходимы в старости. Осознают ли это пожилые люди?
– Осознавать осознают, вот только далеко не всегда это выливается в действия. Наши пожилые люди могут долго и содержательно рассуждать о здоровье, о функционировании организма, но знания они чаще получают не от врачей, а из газет, из Интернета – и никак не пользуются этими знаниями на практике. Приведу результаты исследований социологов РГСУ 2023–2024 годов.
Менее трети, лишь 30%, пожилых респондентов в ходе исследования выбрали вариант ответа: «Всегда забочусь о здоровье, прикладываю значительные усилия по его сохранению». Более половины, 52%, выбрали вариант: «Стараюсь не навредить своему здоровью, но пристальное внимание не уделяю». 11% ответили: «Мало забочусь о здоровье, часто допускаю действия, которые не идут ему на пользу». 7% затруднились ответить.
– И как объяснили респонденты своё недостаточное внимание к здоровью?
– Ответы на этот вопрос распределились так (можно было выбрать более одного варианта). «Нет желания ходить по врачам» – 36%, «нет денег на медицинские процедуры» – 24%, «поблизости от моего дома нет нужных медицинских организаций» – 22%, «не хочу или боюсь некоторых неприятных медицинских процедур» – 19%, «нет времени, чтобы заняться своим здоровьем» – 17%, «не хочу менять привычный образ жизни (отказаться от вредных привычек, больше двигаться и т.д.)» – 13%, «нет такой необходимости, так как у меня нет проблем со здоровьем» – 11%, «нет информации о том, где, как и когда проводятся профилактические мероприятия» – 10%, «не доверяю медицине» – 8%.
Называя те или иные причины, большинство респондентов считают их вескими, но давайте скажем честно: почти все они вескими не являются. Отсутствие поликлиники вблизи дома, боязнь процедур, «нет времени», «не доверяю медицине», «нет необходимости», не говоря уже о том, что «нет желания», – всё это не повод игнорировать профилактику.
Беспечное отношение к профилактическим медицинским мероприятиям является нашей культурной… чуть не сказала «нормой»… является нашей культурной практикой, которую, конечно, нормой не назовёшь. У граждан европейских государств это привычка, правило, хотя за профилактику они вынуждены платить деньги, а у нас – при бесплатной диспансеризации – большинство граждан предпочитают довести ситуацию до недомогания и только тогда обратиться к врачу.
Отдельно стоит сказать о тех 10% респондентов, кто сослались на «отсутствие информации о профилактических мероприятиях». Это либо жители отдалённых сёл, либо те, кто равнодушен к информации как таковой, – всегда есть люди, существующие вне информационного пространства.
– С бесплатными услугами всё понятно. А упомянутая дороговизна платных процедур, на ваш взгляд, – тоже не веская причина избегать их?
– Если человеку действительно не по карману эти процедуры – тогда, конечно, веская. А если он принципиально не хочет за них платить, убеждённый в том, что медицина должна полностью оплачиваться из бюджета, – тогда нет, не веская. Многие наши граждане считают, что должны все услуги от государства получать бесплатно, и я говорю об этом не с точки зрения критики, я даже восхищаюсь этим в наших людях, но мы имеем дело с той реальностью, в которой живём.
– И как же быть с теми пожилыми, кто игнорирует диспансеризацию просто из лени и беспечности? Может быть, привязать это к получению пенсии? Не пройдёшь диспансеризацию – пенсию не получишь…
– Нет-нет-нет, что вы, ни в коем случае. Это стало бы бомбой. Граждан, довольных размером пенсий, у нас практически нет (хотя большинство людей никогда не будут довольны своим доходом), поэтому любые меры по ограничению выплат окажутся восприняты в штыки. А вот обязать работодателей, чтобы они требовали от сотрудников ежегодного прохождения диспансеризации, – можно и нужно. Это правило, кстати, действует по отношению к сотрудникам всех московских университетов: диспансеризация – не реже раза в год.
– Про своевременное посещение поликлиник мы сказали достаточно, а что насчёт физической активности? Для неё тоже существуют препятствия?
– Для ходьбы, которая сейчас очень популярна, препятствий нет, а дальше – сложнее. Детские площадки у нас обязательны, а установка уличных тренажёров – нет. Считается, что пожилым людям достаточно лавочек, что им нужно сидеть, – нет, давайте наконец заявим: прежде чем сидеть, им нужно двигаться.
Если говорить о секциях, о спортзалах, то многие наши респонденты отметили, что непросто найти секцию, которая подходила бы им по состоянию здоровья и уровню физической активности. А ещё – что они опасаются осуждения за «неуместную активность в возрасте». Я сама достаточно возрастная девушка (смеётся) и могу подтвердить: это не пустые опасения. На практике действительно сталкиваешься с таким отношением, что, мол, зачем вам наш спортзал, у нас тут все молодые. Разумеется, вам не откажут в посещении зала, но тем не менее создают словесную преграду, которая многих отталкивает. Делается непрозрачный намёк на возраст.
– Здесь мы подходим к щепетильному вопросу об отношении общества к пожилым.
– Я должна сказать, Сергей, что эта тема очень редко затрагивается. Даже не очень редко, а крайне редко. Когда мы к ней обратились, когда стали расспрашивать об этом респондентов, то узнали о сложностях, о которых не подозревали. Оказалось, имеет место прямое и сильнейшее расхождение между декларируемыми установками и реальным отношением. Если вы спросите на улице кого-нибудь молодого о должном отношении к старикам, он обязательно воспроизведёт заученные рассуждения об уважении и поддержке. А на деле стариков нередко обижают. Они сталкиваются с негативным психологическим воздействием из-за того, что медленно передвигаются, затрудняя кому-то проход, или из-за того, что долго формулируют вопросы в магазине, в аптеке, в поликлинике.
О поликлиниках скажем особо. Пожилые сталкиваются… не с плохим отношением врачей, нет, но с равнодушным. Жалобы стариков часто выслушиваются невнимательно и встречают в ответ дежурные фразы: «Ну а что вы хотите? У вас возраст». А ведь пожилые особенно нуждаются в сочувствии, в участии. Впрочем, я не обобщаю и, более того, считаю врачей героями. Нередко сами пожилые вызывают к себе негативное отношение – капризничают, спорят.
К слову, давайте скажем о том, что отношение молодых к пожилым зависит не только от молодых, но и от самих пожилых – от того, какое мнение о себе они создают. Мы, люди старшего возраста, требуем к себе уважения, но всегда ли проявляем его к молодёжи? Кроме того, есть такой деликатный момент, как гигиена, – некоторые пожилые люди порой пренебрегают ею, и это не остаётся незамеченным в обществе. Я считаю, должны транслироваться социальные видеоролики, которые бы зримо доносили до них мысль о том, как важно помнить о здоровье, об активности и о гигиене тоже. Вместе с тем нужно воспитывать в обществе толерантность: от определённых особенностей, в том числе от некоторых соответствующих возрасту запахов, пожилой человек не может избавиться при всех стараниях.
– Процитирую статью, написанную вами в соавторстве с коллегой И.В. Королёвым: «Старение приводит к сокращению доли трудоспособного населения, увеличивает демографическую нагрузку на него и расходы системы здравоохранения, обусловленные ростом бремени хронических заболеваний. Кроме того, этот процесс создаёт давление на пенсионную систему и может влиять на снижение продуктивности труда». Задам циничный вопрос: есть ли у государства (не только у нашего, а у любого) мотивация добиваться роста продолжительности жизни, кроме филантропической мотивации?
– Да, есть. Наряду с нагрузкой на здравоохранение и пенсионную систему нужно отметить и такой фактор, как высочайшая квалификация пожилых людей в той деятельности, которой не препятствует возраст. Это очень ценные кадры для науки, для экономики. Неслучайно государства мира стремятся к росту продолжительности жизни. К слову, повышение пенсионного возраста во многих странах тоже связано с этим: видя, что пожилые кадры представляют ценность, государство стремится продлить их профессиональную деятельность.
На сегодняшний день абсолютным мировым лидером по продолжительности жизни является Монако – 86, 5 лет, однако оно не включается в соответствующий рейтинг из-за малонаселённости (в него включаются государства с населением более 50 тыс. человек. – Прим. «АН»). В целом рейтинг возглавляют страны Юго-Восточной Азии и Западной Европы. На самой вершине – Гонконг (85,5 лет), Япония (84,7) и Южная Корея (83,3).
Подчеркнём: показатели этих стран были бы невозможны без высокого уровня государственной ответственности. Ответственности всесторонней – за медицину, безопасность, питание, экологию, продление активной жизни. Именно государство обязано добиваться прогресса на этом поприще.
Источник: argumenti.ru
Свежие комментарии